Дорожные «ловушки»
или Привычки неответственного поведения детей на проезжей части дороги
Вспомните, как наши малыши бегают на дачном участке, тихой сельской улочке, во дворе, когда играют в салочки, в прятки… Выбегают из-за гаражей, сараев, кустов… Со всех ног, не глядя по сторонам. Задача одна: добежать первым, догнать, осалить!
Не зря взрослые ворчат: «Носятся сломя голову». Если вот так бездумно, без оглядки, выскочить из-за киоска с мороженым на проезжую часть, несчастный случай с ребёнком почти обеспечен. Не в этот раз, так в следующий. То же — если бегом, не оглядываясь по сторонам, догонять «свой» автобус, или на тихой улочке, где транспорт проходит раз в час, ступить, не осмотревшись по сторонам, на проезжую часть и попасть под колёса какой-то залётной машины.
Итак, первое правило: стоп! Перед выходом на любую дорогу — стоп! И только осмотревшись, делаем первый шаг.
Второе важнейшее правило вспоминаем, если не рассчитал время перехода, ошибся в скорости машин, оказался на разделительной части дороги, когда поток машин двинулся, и кажется, что прямо на тебя, стой! Ни шагу назад! Ни шагу вперёд! Машины пройдут, и ты спокойно продолжишь путь. Можно поднять руку, чтобы водители обратили на тебя внимание.
Третье правило: переходи улицу спокойным, твёрдым шагом. Не бегом! Иначе ты не сможешь наблюдать за дорогой. Не наискосок — так ты не увидишь, что у тебя за спиной. Можно сказать, что это «ловушка» за спиной.
Вышел на дорогу — всё внимание дороге. Не товарищу, идущему рядом, не магазину на другой стороне. Посмотрел на них — прозевал выскочившую откуда-то машину. Классическая «ловушка». Хорошо, если водитель окажется опытный, думающий и осторожный. Он успеет затормозить и пропустит тебя без аварий и неприятностей. Но уж отругает — точно. Поэтому подошёл к проезжей части дороги, остановился. А дальше — взгляд налево, взгляд направо, снова налево. Машин нет? Вперёд! Затем, на середине проезжей части дороги, снова взгляд налево и направо. Дорога пустая? Вперёд! Переходя по переходу, постоянно наблюдай, есть ли машины слева и справа от тебя. Один за другим мчат автомобили? Стоим, ждем, когда машины проедут или остановятся, чтобы пропустить тебя.
На светофоре для пешехода зажёгся зелёный свет. Машины первого ряда от тебя остановились. А тебе пока — стоп! Шагать нельзя! Из второго ряда легковушка может не успеть затормозить и вырваться прямо на «зебру». То есть на любого торопыгу, который сразу рванул на проезжую часть. Вот и ещё одна «ловушка». Их надо знать и родителям, и детям, чтобы не попадать в разные дорожные опасности. Подождал, посмотрел: все машины стоят — теперь иди.
Автокресло и детское
удерживающее устройство
Вы убедились в необходимости иметь в автомобиле средства защиты детей? Тогда выбор за вами: какое автокресло выбрать
Дорогие родители! Уважаемые взрослые!
Мы все любим наших детей. Заботимся о них. И конечно, хотим, чтобы они были живы и здоровы. Это – на словах.
А на деле взрослые порой совершают непоправимые ошибки: не пристёгивают детей в автомобилях, сажают их на переднее сиденье, везут на руках… Мы говорим вам: стоп! Вы подарили ребёнку жизнь. Подарите ему будущее!
Дорогие родители-водители, а также бабушки и дедушки! Вы хотите, чтобы ваши дети после поездки с вами остались живы и здоровы?
Тогда не забудьте приобрести автолюльку, автокресло или специальное детское удерживающее устройство.
Исследования эффективности детских удерживающих устройств, проведённые в разных странах, показали, что при их применении в случае ДТП более чем на 80% снижается смертность среди пострадавших детей, на 64-80% – число тяжких и на 70% – лёгких телесных повреждений.
Только цифры: в 2010 году в дорожно-транспортных происшествиях погибли 489 детей-пассажиров и получили ранения 8530 детей, которые ехали вместе с родителями в транспортных средствах. Подавляющее большинство детей-пассажиров, пострадавших в ДТП, находились в салонах легковых автомобилей. В каждом 9-м ДТП с участием детей-пассажиров дети оказывались без удерживающих устройств.
Дети гибли в ситуациях экстренного торможения, столкновения ТС, наездов, обгонов… Не закреплённые детскими удерживающими устройствами, они летали по салонам, вминались в спинки кресел, пробивали головой стёкла… Уточним: их перевозили без детских удерживающих устройств.
Учтите: согласно краш-тестам, при ударе на скорости 50 км/час вес ребёнка увеличивается в 30 раз. Удержать его на руках от удара о переднее сиденье или лобовое стекло просто невозможно. И даже когда непристёгнутый ребёнок сидит сзади, при аварии он ударяется о спинку переднего кресла с силой, подобной падению с 10-метровой высоты.
Если вы решили купить для ребенка детское автокресло, убедитесь, что:
- Кресло соответствует европейскому стандарту и на нём есть маркировка ЕСЕ R44.03 или 44.04.
- На маркировке указана необходимая вам весовая группа.
- Кресло имеет крепления ISOFIX, если на сиденьях вашего автомобиля имеются заглушки с такой же надписью.
- Перед передним сиденьем не установлена подушка безопасности, либо она отключена. В противном случае установка автокресла на переднем сиденье запрещена.
- Внимательно изучите инструкцию. Неправильно установленное автокресло может нанести вашему ребёнку увечья. По мнению специалистов разных стран, только 20% кресел устанавливаются правильно.
- Купленное вами кресло с паховым ремнём безопасности, обозначенным на маркировке символом Y, установлено для перевозки ребёнка спиной по направлению движения. Это позволит избежать травм при резком торможении.
Детские удерживающие устройства подразделяются на 4 группы, определённые массой и примерным возрастом ребёнка (см. таблицу).
Группа |
Масса тела ребёнка |
Примерный возраст |
Группа 0 и 0+ |
С момента рождения до 9-12 месяцев |
До 13 кг |
Группа 1 |
С 9 месяцев до 4 лет |
9-18 кг |
Группа 2 |
Примерно с 4 лет |
15 кг и более |
Группа 3 |
Примерно с 6 лет |
25 кг и более |
Памятка школьнику
Главное правило пешехода: подошёл к дороге — остановись, чтобы оценить дорожную обстановку. И только если нет опасности, можно переходить дорогу.
Надо быть очень внимательным при переходе дороги! Самые безопасные переходы — подземный и надземный. Если их нет, можно перейти по наземному переходу («зебре»). Если на перекрёстке нет светофора и пешеходного перехода, попроси взрослого помочь перейти дорогу.
Переходить дорогу можно только на зелёный сигнал светофора. Красный сигнал запрещает движение. Стой! Выходить на дорогу опасно! Жёлтый предупреждает о смене сигнала, но он тоже запрещает переходить дорогу! Но даже при зелёном сигнале никогда не начинай движение сразу, сначала убедись, что машины успели остановиться и путь безопасен.
Особенно внимательным надо быть, когда обзору мешают препятствия! Стоящие у тротуара машина, ларёк, кусты могут скрывать за собой движущийся автомобиль. Посмотри внимательно, что там, за… Убедись, что опасности нет, и только тогда переходи.
Пропусти медленно едущий автомобиль, ведь он может скрывать за собой автомашину, движущуюся с большей скоростью.
Если ты на остановке ждешь автобус, троллейбус или трамвай, будь терпеливым, не бегай, не шали рядом с остановкой и не выглядывай на дорогу, высматривая нужный тебе маршрут. Это опасно.
Входи в общественный транспорт спокойно, не торопись занять место для сидения. Пусть сядут старшие.
Стоя в общественном транспорте, обязательно держись за поручни, чтобы не упасть при торможении.
Вышел из автобуса — остановись. Если на остановке стоит автобус, его нельзя обходить ни спереди, ни сзади. Найди, где есть пешеходный переход, и переходи там. А если его нет, дождись, когда автобус отъедет, чтобы видеть дорогу в обе стороны, и только тогда переходи.
Кататься на велосипедах, роликах и скейтбордах можно только во дворе или на специальных площадках. Катаясь, надевай шлем, наколенники и налокотники. Они защитят тебя при падении. Выезжать на дороги общего пользования ты сможешь, когда тебе исполнится 14 лет.
Выбегать на дорогу за мячом или собакой опасно! Попроси взрослых помочь тебе!
Садясь в автомашину, напомни взрослым, чтобы они пристегнули тебя в специальном детском удерживающем устройстве (автокресле). А если ты уже достаточно большой и можешь пользоваться штатным ремнём безопасности, обязательно пристёгивайся.
Выходи из машины только со стороны тротуара. Это безопаснее. Так ты будешь защищён от проезжающих мимо машин.
Всегда носи фликеры — пешеходные «светлячки». Они защитят тебя на дороге в темное время суток.
Скутер — не игрушка, а
транспортное средство
Советы от РСА для родителей
Дорогие родители!
Вы купили своему ребёнку мокик или скутер. Не забывайте, что это не только дорогая и интересная игрушка. Это — транспортное средство повышенной опасности. Скутер и мокик — быстроходный транспорт. Он развивает скорость до 50 км в час. Однако значительно менее устойчив, чем автомобиль, его водитель более уязвим, так как ничем не защищён.
Разрешая своему ребёнку сесть за руль мокика или просто велосипеда, спросите себя, знает ли ребёнок основные правила движения, способен ли он адекватно реагировать на сложную, постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Он должен хорошо освоить правила проезда равнозначных и неравнозначных, регулируемых и нерегулируемых перекрёстков, а также значения дорожных знаков, сигналы об изменении направления, сигналы светофора и регулировщика. Не забывайте, что выезжать на велосипеде на дороги общего пользования можно только с 14 лет, а на мокике — с 16 лет.
Ответственность за это и за техническое состояние транспортного средства вашего ребёнка, будь то велосипед или мокик, лежит на вас, родителях.
Юный водитель должен уяснить, что перед тем, как выехать на дорогу с автомобильным движением, необходимо проверить исправность велосипеда или мокика. Тормоза и звуковой сигнал должны работать обязательно. При движении по дорогам в тёмное время суток и в других условиях недостаточной видимости необходимо иметь спереди фонарь (фары) с белым светом, а сзади — фонарь (фары) с красным светом и красным светоотражателем. Если ребёнок будет знать и соблюдать эти нехитрые требования, всегда пользоваться мотошлемом, он сможет избежать многих неприятностей, подстерегающих его на дороге.